Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация города Элисты
Официальный сайт

Мозаичное панно (железнодорожный вокзал)


Художники П. Итяксов, П. Пюрвеев, Г. Чернокнижный. 1967 год.
Монументальная композиция изображает героические трудовые будни республики.

Монументальная живопись в технике мозаики. Образец декоративной живописи.

Изображение посвящено созидательному труду человека. Следует отметить «плакатность» изображения. На переднем плане - изображение человек в рост в костюме, головном уборе, обуви, стилизованных под монгольский покрой. Правая рука согнута вверх, левая с раскрытой ладонью вытянута влево, ноги широко расставлены. Голова повернута на восток. На заднем плане - по всей широте панно изображена скачущая на запад лошадь. Изображение белого цвета. Слева две главные фигуры: человек и лошадь изображены на фоне строящихся зданий, по центру - имеется круг-символ солнца, вместо лучей - цветочные лепестки красного цвета. Рисунок обрамляется национальным калмыцким орнаментом «зег». Справа длинный хвост лошади, его ноги в галопе - плавно переходят в волны, перетекая один в другой, тем самым образуя одну непрерывную линию. Эти линии поднимаются вверх, окаймляя левый угол мозаики. В нижней части справа на синем фоне - изображение синих волн, слева - красные, желтые, синие, белые закрученные линии. У края слева - восемь рельефных, круглых выпуклостей (плафоны для лампочек?) красного цвета. В верхней части мозаики - четырех - пятиугольные цветные звезды.

Это пример популярной советской темы для 60-70-е годов XX в.в монументальной живописи. Образец синтеза искусств, причем монументальное искусство выступает в своем классическом качестве, войдя в архитектуру, оно становится частью самой архитектуры, ее смысловой и эстетической доминантой.

Удачно решена проблема связи монументального искусства с объемом здания, с площадью, с окружающей действительностью.

7 мая 2009 года памятник был внесён в реестр объектов культурного наследия Республики Калмыкия (№ 294).