Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация города Элисты
Официальный сайт

Скульптурная композиция «Три маленьких богатыря» (ул. Ленина)


Скульптор П. Тазаев. 1997 год.

Многофигурная композиция, изображающая сидящих молодых людей с монголоидным типом лица. Позы сюжетные. Группа состоит из трех мальчиков. Слева первая фигура изображает сидящего мальчика в национальной одежде, без головного убора. Левая рука лежит на ноге, в правой - чашка «пиала». Второй изображен в боевых доспехах, поза сидения - «по-калмыцки», он левой рукой обнимает за плечи третьего мальчика, в правой вытянутой вперед руке - сложенная калмыцкая плеть «маля». Третья фигура изображает мальчика в национальной одежде, с головным убором. Правая его рука поддерживает колено предыдущего мальчика, левой рукой сделав «под козырек», смотрит вдаль.

Тщательно продуманы положение всех фигур, их позы и жесты. Непохожие одна на другую, они создают единый ансамбль, раскрывающий идею эпоса. Три человека, три характера, но в едином порыве. Герои полны достоинства, они не трепещут перед врагами. Спокойно оценивают обстановку. Показана целая гамма человеческих чувств: готовность к решительным действиям, бесстрашие. Объединенные общей целью, все трое, тем не менее, по-разному показаны: первый еще безмятежен, тому свидетельство - в руке чашка чая, второй импульсивен, сосредоточен, третий, всматриваясь вдаль, оценил обстановку, обдумывает план действий. Все подчинено стремлению воплотить напряжение, патриотизм.

Работа в реалистическом стиле выражает идеалы времени, к которому принадлежали герои портрета. Памятник легко и свободно воспринимается, убедителен в своей жизненности, правдивости, подлинности.

Скульптура раскрывает один момент из эпоса «Джангар», где юные богатыри обсуждают стратегию боевых действий.

Привлекает внимание выразительность объемов всей скульптуры, составляющих единое целое, внутренне построенное. Несмотря на многофигурность, скульптура смотрится как одно целое, в результате органичного взаимоотношения отдельных элементов.

Сам памятник установлен на невысоком пьедестале. Находится перед Калмыцкой Национальной гимназией. Это неслучайно, так как гимназия является одной из первых образовательных учреждений в республике, обратившихся к традиционной калмыцкой этнопедагогике. Скульптура, являясь собирательным образом калмыцких детей, свидетельствует о том, что в прошлом дети наравне с взрослыми переносили все невзгоды и лишения, разделяя и горести, и радости своего народа. Так, скульптура, организуя само пространство, является органичной частью архитектуры.