Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация города Элисты
Официальный сайт

«Цам» (перекресток ул. Ленина и Губаревича)


Скульптор А. Хачатурян (г. Пенза). 1997 год.
Буддийская мистерия «Цам» устраивалась ойрат-калмыками в особо торжественных случаях. Шествием масок «Цам» открываются ритуальные праздники.

Однофигурная поясная композиция. Изображение головы-маски, стилизованной под маску из буддийской мистерии Цам. Огромные глаза, на лбу - изображение еще одного, так называемого «третьего глаза», оскал. Волосы изображены в виде пламени, голову венчает рельефно выполненные изображение пяти черепов. Они нарочито изображены неровно в отличие от настоящих масок мистерии.

В левой руке, согнутом в локте, изображена большая плоская стрела, на запястье руки выпукло изображен браслет, в правой - подобие чаши, из которой возникают лепестки, далее плавно переходя в волосы. Плечи полураскрыты, одеяние выполнено в виде чешуи. Нижняя часть изображена скупо, без детализации элементов.

Водружена скульптура на прямоугольный низкий пьедестал.

Рассчитана на обозрение со всех сторон. Скульптура, которым «винтовым» движением ведет за собой зрителя, увлекая его каждый раз новыми выразительными ракурсами. Это сложная пространственная игра придает дополнительную жизненность и современность скульптуре.

Привлекает внимание «ужасающий» вид маски-памятника символ того, что данный персонаж вобрал в себя страдания всех живых существ и от глубокого сострадания приобрел подобный вид.

Можно предположить, что в скульптуре задачи импрессионизма получили полное выражение. Художник избегает конкретизации деталей, свободно отражая свое собственное понимание или впечатление от буддийской мистерии.

Образы мистерии Цам несут черты национальной культуры, о чем свидетельствует данная работа.

Цам - религиозная мистерия, совершавшаяся ежегодно в буддийских монастырях. Включался в обрядовую практику каждой буддийской школы. Известны несколько видов Цама: разговорный с многочисленными диалогами, пантомима, посвященное разным персонажам из пантеона. Исполнять его могли только прошедшие посвящение монахи. Конечных целей было несколько: как способ умиротворения и нейтрализации злых духов; как подготовка к тому, что ожидает человека после смерти в период его пребывания в состоянии «бардо» («промежуточное состояние»)и др.